Информационный сайт станицы Елизаветинская

Аэропорт в Мостовском районе Кубани: В новое прошлое, или Назад в будущее?

Совсем недавно стало известно, что в Мостовском районе Кубани собираются построить новый аэропорт «Псебай». «Блокнот Краснодара» пытается разобраться, будет это событие возвратом в прошлое или шагом в будущее малой авиации в регионе.


«Необходимо создавать»



К малой авиации сейчас относятся и вертолеты

Губернатор Вениамин Кондратьев во время посещения центра авиации в Сочи в июле этого года заявил: «Важно, чтобы люди имели возможность быстро и безопасно посетить любую точку региона, в том числе и воздушным транспортом… Нужно сделать эту услугу максимально доступной для туристов и жителей, представителей бизнес-сообщества. Для организации пассажирских авиаперевозок внутри региона необходимо создавать современную инфраструктуру».

И уже 11 августа пресс-служба администрации Краснодарского края сообщила, что в станице Андрюки Мостовского района будет реализован «инвестиционный проект по развитию инфраструктуры малой авиации». И построенный здесь аэропорт «Псебай» «станет уникальной площадкой для Краснодарского края и всего юга России».

Говорилось о том, что в «рамках проекта на базе ранее действующего аэропорта будет построена современная авиаплатформа для пассажирских и деловых перевозок, внутреннего туризма и частной авиации – с учетом современных стандартов безопасности, логистики и комфорта».

И о том, что там «реконструируют взлетно-посадочную полосу, построят контрольно-пропускной и командно-диспетчерский пункты, ангары для авиационной техники, терминальный комплекс и здание для отдыха экипажей». Объем инвестиций составит 289,7 млн рублей. Реализация проекта рассчитана до 2027 года.

Еще раз хочется подчеркнуть: всё это называется инвестиционным проектом по развитию инфраструктуры малой авиации. При этом о необходимости и целесообразности возрождении малой авиации в России в целом, и в Краснодарском крае говорят давно. Просто потому, что такая авиация действительно нужна! Что было наглядно и убедительно доказано в СССР второй половины 20 века, когда небольшие самолеты (в основном АН-2 и L-410, но бывали и другие) совершали многочисленные рейсы, связывая отдалённые уголки страны (и Кубани тоже!) с большими городами, занимаясь сельскохозяйственными работами, тушением лесных пожаров, доставкой небольших грузов, оказанием помощи пострадавшим и т.д.

«Дёшево и сердито!»

Аэропорт в Мостовском районе Кубани: В новое прошлое, или Назад в будущее?

Реконструкция «Псебая» началась? 

Впрочем, для большинства населения главным в этом списке, наверное, всё-таки было использование малой авиации для быстрого и недорогого передвижения из одного места в другое. Порой туда, куда по-другому в те времена и добраться было невозможно. То есть малая авиация была тем, что мы привыкли называть общественным транспортом.

Несомненно, многие жители Краснодарского края еще помнят существующие в 60-80 годах 20 века в небольших городах и поселках аэродромы (если их так можно назвать по нынешним меркам), которые по сути представляли собой совсем маленькую взлетно-посадочную площадку. Иногда это было обычное поле или утрамбованная гравийка. А еще неотъемлемой частью такого аэродрома являлся какой-нибудь домик со специальным окошком, где продавались билеты на воздушное судно, в салоне которого – были времена! — на деревянных скамейках друг против друга размешались 10-15 смелых пассажиров, и куда пускали с огромными баулами, курами в корзине, мешками картошки и даже с живыми козами. Зато всё было быстро, дешево и пользовалось спросом!

И вот таких – похожих как две капли воды друг на друга, по словам замминистра гражданской авиации (1983-1991 гг.) Олега Смирнова, «к 1990 г. в России было 1500 аэропортов и посадочных площадок».

Да, многие из них были весьма скромными — утрамбованная земля и небольшой домик. Но они были! И порой купить билет на самолет малой авиации в то время было очень и очень сложно. И этому есть объяснение: протяжённость дорог в стране тогда была невелика, а их качество редко позволяло двигаться между населёнными пунктами на скорости выше 40–50 км/ч. На поездку между двумя райцентрами на автобусе уходили часы. АН-2 летал он со скоростью 180 км/ч. И тарифы были доступные. Сегодня, по некоторым оценкам, в России осталось всего около 300 аэропортов и посадочных площадок.

Старый «Псебай»

Раньше самолеты малой авиации летали на Кубани в Приморско-Ахтарск, Анапу, Армавир, Курганинск, Лабинск, Майкоп, Апшеронск, Агой, Псебай, Лазаревское, Темрюк, Новороссийск и другие населенные пункты. Цена билетов в разное время была разной, но совершенно приемлемой. Рейс на 150 км стоил около 3 рублей. При средней зарплате — 100-150 рублей. Краснодарский объединённый авиаотряд в то время занимался воздушными перевозками, и в Краснодаре базировалось порядка 100–130 самолётов АН-2.

Аэропорт «Псебай» в Краснодарском крае был одним из «типичных» для региона в середине 20 века. Он был открыт еще в 1959 году и в течение нескольких десятилетий активно обслуживал местные рейсы в Краснодар и обратно: их ежедневно выполнялись по 3-4. Всё на тех же АН-2 и L-410. За 50-60 минут можно было долететь до краевого центра.

В 1990-х годах аэропорт, как и другие подобные организации Краснодарского края, постигла печальная участь — он прекратил регулярную деятельность. Однако ему повезло в том смысле, что он не исчез совсем и его взлетно-посадочная полоса не заросла травой полностью и окончательно.

«Виной» тому уникальные природные особенности аэродрома. По мнению специалистов, грунт на его взлетной полосе практически идеальный – ее можно даже не бетонировать, никогда не стоят лужи, тут всего несколько сантиметров земли, все остальное — гравий. Неслучайно здесь до сих пор часто проходят соревнования по парашютному спорту и другие авиационные мероприятия.

Есть еще момент, почему именно «Псебай» избран фактически отправной точкой для развития малой авиации в Краснодарском крае. Мостовский район расположен на юго-востоке Краснодарского края и обладает высоким туристическим потенциалом: рядом находятся Тепсинские источники, заповедные маршруты, красивейшие водопады, реки и озёра, первозданная природа, величественные горы, агроусадьбы и т.д. Ежегодно район принимает тысячи туристов, но транспортная доступность ограничена: основная нагрузка приходится на автомобильные дороги, многие из которых проходят через серпантины. Почему бы не способствовать развитию туризма при помощи авиации?

Кто и куда полетит?

До Мостовского района действительно по воздуху ближе  и дешевле? 

И тут стоит напомнить слова Вениамина Кондратьева про то, что Кубань надо сделать «максимально доступной для туристов». В этом плане аэропорт «Псебай» — отличный шанс для развития этой сферы жизни.

Но, с другой стороны, наверное, именно в этом кроется серьезная опасность для развития малой авиации в Краснодарском крае, да и по всей России… Туризм – это, конечно, хорошо. Но в СССР малая авиация выполняла, кроме всего прочего, социальную функцию. На АН-2 и других самолетах летать себе могли позволить и бабушки, и студенты. Естественно – такой «общественный транспорт», как авиация, был убыточен — полёты дотировались, и очень серьёзно.

Но тогда о людях думали больше, чем о рентабельности. Есть очень серьёзные сомнения, что в современных условиях у простых людей хватит денег на билеты, чтобы летать из малых городов и станиц в краевой центр или к Черному морю. Не станут ли такие перелеты привилегией лишь туристов или всякого рода богатеев и чиновников?

И дешевого АН-2 больше фактически нет, и старые аэродромы с «утрамбованной площадкой и небольшим домиком» скоро, может быть, заменят на современную «взлетно-посадочную полосу, построят контрольно-пропускной и командно-диспетчерский пункты, ангары для авиационной техники, терминальный комплекс и здание для отдыха экипажей». Это же тоже в ценах на билеты скажется? Бабушкам и студентам денег на всё это хватит? К тому же – так уж устроена жизнь – с дальнейшим строительством дорог и улучшением их качества наземным транспортом до многих районов становится добраться быстро и недорого…

Получается – вряд ли развитие малой авиации в Краснодарском крае быстро получит массовый характер? Или всё же получит?..

Людмила Клубникина

Фото: admkrai.krasnodar.ru                             

Новости на Блoкнoт-Краснодар

Читайте также:

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля