10 декабря 1900 года состоялось освящение екатеринодарского трамвая. 14 декабря 1914-го началось движение электрических трамваев из Екатеринодара в Пашковскую. В декабре 2024-го из-за провалов грунта трамваи не ходят по улице Московской Краснодара. За почти 125 лет стоимость проезда в этом виде общественного транспорта изменялась от 3 копеек до 50 рублей. Сегодня, 10 декабря 2024 года, «Блокнот» постарался найти некоторые закономерности в интересных и запутанных процессах развития городского трамвая.
Пять верст и пять копеек
Одним из наиболее достоверных исторических фактов о появлении трамвая в тогдашнем Екатеринодаре является следующий: «10 декабря 1900 года «состоялось освящение екатеринодарского трамвая и открытие трамвайного движения в городе. Пять вагонов проследовали по Екатерининской (ныне Мира) улице и, повернув на Красную, остановились возле городской управы. Там торжественно была перерезана атласная лента, протянутая по всей ширине улицы. 11 декабря началось регулярное движение. Первая трамвайная линия в Екатеринодаре была построена и эксплуатировалась бельгийским акционерным обществом «Компания тяги и электричества» на основании договора, заключенного между компанией и Екатеринодарской городской управой в 1897 г.».
Первые трамвайные маршруты проходили по улице Красной и до вокзала. Длина линий составляла 5 верст. Трамваи двигались со скоростью 10 км в час (извозчики 12 км в час).
Далее обратим особое внимание на два факта. Первый. Плата за проезд по главной линии с правом пересадки на Вокзальную составляла 5 копеек. В те времена это было сопоставимо с ценой фунта (400 граммов) ржаного хлеба или килограмма картошки. Относительно дорого! Второй факт. За 1901 год екатеринодарские трамваи перевезли два с половиной миллиона пассажиров! Практически уже тогда трамвай становился самым популярным среди горожан видом общественного транспорта.
Подтверждением этого факта является то, что позже жители тогдашних «окраин» Екатеринодара (типа сегодняшней Дубинки или Пашковки) просто требовали себе этот поначалу казавшийся им экзотическим способ передвижения по городу.
И «справедливость» восторжествовала! 14 декабря 1914 года движение электрических трамваев из Екатеринодара в Пашковскую официально открылось! Правда, уже до этого сюда в течение практически двух лет ходили трамваи, работающими на …керосине. Проезд от Пашковки до Екатеринодара занимал почти час и стоил 15 копеек. Тоже дорого, особо учитывая и так недешевую жизнь в связи с начавшейся летом 1914 года Мировой войной. Но народ привык, и вскоре и туда трамвай стал ходить переполненным.
От 15 до 3 копеек
В общем, движение трамваев в Краснодаре не прерывалось практически никогда, и с годами значение этого вида общественного транспорта для города только увеличивалось.
А что касается стоимости проезда, то можно отметить три наиболее значимых исторических периода для изменений в этом вопросе.
В 1926 году стоимость трамвайного билета в Краснодаре составляла 10 копеек, с пересадкой — 15. Для рабочих, учащихся и служащих предоставлялись «льготные книжки в 50 билетов с правом одной пересадки по цене от 2 рублей». С ноября 1927 года в городе впервые была организована продажа трамвайных карточек, как тогда называли проездные.
Спустя год президиум горсовета установил новый тариф на оплату проезда в трамвае: стоимость в один конец по всем линиям, кроме Пашковской, без пересадок понижалась до 8 копеек, с одной пересадкой составляла 12 копеек, с двумя пересадками — 15 копеек. Кстати, тогда в большинстве городов Союза 20 копеек стоила буханка белого хлеба весом в 1 кг.
Думается, краснодарцы старшего возраста отлично помнят, что в советское время, начиная с 1960-х годов и до начала 1990-х, стоимость проезда в трамвае была неизменной и составляла 3 копейки. Столько же стоил стакан газировки с сиропом, три коробки спичек или, например, газета «Правда». И то потому что она толстая была – шесть страниц размером А2. А большинство других газет стоило две копейки.
От 3 копеек – до нашего времени
А потом пришли «благословенные» 90-е — «рыночная экономика», «свободные цены» и т.д. В итоге стоимость проезда в трамвае изменялась чуть ли не еженедельно и уследить за ценами было нелегко. Тем более в цене билетов копейки скоро заменили рубли…
В последние годы новости о повышении стоимости проезда приходят и «радуют» краснодарцев ежегодно. Иногда даже чаще. Естественно, что год 2024-й исключением не стал. И – обратите внимание! – в этот раз это событие пришлось на декабрь! Точнее, с 7 декабря поездка в краснодарском трамвае стала стоить 50 рублей, а не 40.
И здесь обращает на себя внимание несколько моментов. Раньше необходимость всего этого объяснялась просто: типа, всё дорожает – электричество, ГСМ, запчасти и т.д. А куда нам деваться?..
Сейчас все чаще, говоря о причинах повышения цен за проезд в транспорте, тоже КТТУ, ничуть не стесняясь, говорит не только о «подорожании горюче-смазочных материалов, электроэнергии, запчастей, необходимости компенсации затрат транспортным предприятием и улучшении качества перевозок через закупку нового подвижного состава», но и, например, необходимостью повышать зарплаты водителям трамваев и кондукторам, «чтобы сделать эти профессии более привлекательными».
Поедем, как прежде, кататься?
Оно, конечно, у всех трудящихся Краснодара должны быть достойные зарплаты, но почему проблему с водителями и кондукторами трамваев пытаются решить именно за счет пассажиров, фактически перевалив на их плечи заботу о том, чтобы у нашего КТТУ персонала хватало? А другие способы пробовали найти? Вместе с мэрией что-то иное предложить? А экономическое обоснование повышения тарифов народу показывали?
И вот ведь что еще интересно! Обосновывая рот цен на трамвайные билеты, директор МУП «КТТУ» Александр Грачёв в 2022 году заявлял, что повышение тарифа поможет повысить зарплату на 15%. Цены на билеты тогда повысили – именно на столько, сколько господин Грачев хотел.
В 2023-м этого оказалось мало. По мнению транспортников, «ввод нового тарифа в 40 рублей даст им возможность увеличить заработную плату в среднем по предприятию на 15%. Водителям на 20%, кондукторам на 15%».
Теперь, оказывается, стоимость проезда надо снова повысить – на 10 рублей. Но посчитайте, если в 2022-м работникам КТТУ повышение тарифа принесло повышение зарплаты на 15%, а в 2023-м – еще 15%, то сколько это всего? И каждый ли житель Краснодара может похвастаться ростом своих доходов в этот период на столько же процентов? И бабушки-пенсионерки со студентами-школьниками тоже?
Показательна в этом плане позиция руководства Краснодара. Там как всегда и год за годом для очередного повышения цены за билетик находят «объективные» причины и объяснения. Типа, увеличение стоимости проезда «действительно необходимо, ведь выросли цены и на горюче-смазочные материалы, и на электроэнергию, и на запасные части подвижного состава КТТУ». Ну и «нехватка кадров», конечно. И «повышение тарифа является вынужденной мерой». И «если не повышать тариф, то МУП будет нести большие убытки».
Еще раз обратите внимание – речь идет о краснодарском МУП. А что сделало руководство муниципалитета, мэрия, чтобы это самое предприятие не несло большие убытки и нормально работало? Разрешили поднять цены на билеты для жителей Краснодара и всё? А, может, надо было какую-то ссуду дать из городского бюджета КТТУ, допустим – адресно на повышение зарплат тем же водителям и кондукторам трамваев? Или еще что-то придумать?..
Ведь пока жалоб краснодарцев на работу общественного транспорта не становится меньше. Несмотря на повышение цен.
Нельзя все-таки, наверное, в Краснодаре относиться к трамваю как к коммерческому продукту. Если он не является самоокупаемым и не приносит прибыль, ему надо помогать. А не сваливать всё на плечи пассажиров. Трамвай еще 125 лет назад стал в городе важным, нужным, востребованным и любимым видом транспорта. И любая власть должна это понимать.
Людмила Клубникина
10237
Новости на Блoкнoт-Краснодар