Месяц назад в Керченском проливе произошло крушение двух танкеров, приведшее к вытеканию большого количества мазута в Черное море. 15 января 2025 года «Блокнот Краснодара» напоминает основную хронологию событий и пытается определить причины и последствия экологической катастрофы для Краснодарского края.
У мыса Панагия
15 декабря 2024 года в СМИ появились первые сообщения о том, что в Керченском проливе, недалеко от мыса Панагия в Краснодарском крае терпят бедствие сразу два танкера типа «Волгонефть».
С каждым часом и даже минутой информационные и новостные агентства приносили новые подробности. Вскоре выяснилось, что сначала из-за семибалльного шторма сигнал бедствия подало судно «Волгонефть-212». Волны просто разорвали его пополам, нос корабля отломился и ушел под воду. Экипаж остался на корме, но снять с судна удалось не всех, один из матросов погиб.
«Волгонефть-239» сообщил о ЧП чуть позже. На его борту было 14 человек. Танкер с огромными трещинами в корпусе смог лечь в дрейф в районе порта Тамань. Сообщалось, что оба корабля перевозили нефтепродукты. В ликвидации последствий крушения сразу были задействованы более 50 специалистов и 11 единиц техники.
Место крушения танкеров
Южной транспортной прокуратурой была организована проверка по факту крушения судов, в том числе – в части исполнения законодательства в сфере безопасности мореплавания. Было возбуждено два уголовных дела. На место выехала группа следователей.
Ситуация обостряется
К 16 декабря стало известно, что в результате крушения танкеров в море вылился мазут, который дрейфует к побережью на участке от мыса Панагия до косы Тузла. Предполагалось, что утечка нефтепродуктов произошла частично. Планировался облет района крушения танкеров на вертолете.
Подчеркивалось, что специалисты ФГБУ «Морспасслужба» Росморречфлота Минтранса России, МЧС России и других ведомств завершают подготовительные работы по уборке вылившегося мазута, ведется непрерывный визуальный мониторинг береговой черты от мыса Панагия до Крымского моста на случай выхода нефтепродуктов для их оперативной ликвидации, а также что силы и средства МЧС Краснодарского края приведены в полную готовность.
На место чрезвычайного происшествия прибыл министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов и руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова.
В Краснодарском крае 16 декабря ввели режим повышенной готовности в четырёх населённых пунктах. А в морпорту в Темрюкском районе создали региональный штаб. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев лично выехал в Темрюкский район. Отмечалось, что пятно нефтепродуктов пока не добралось до берега. Но глава региона попросил федеральных коллег максимально быстро провести работы в акватории моря, чтобы не допустить попадания мазута на сушу.
Михаилу Мишустину в тот же доложили о ходе аварийно-спасательной операции в Керченском проливе. Глава МЧС России Александр Куренков распорядился увеличить там силы спасателей — на место происшествия прибыли дополнительные аэромобильные группировки из Донского спасательного центра МЧС России, Южного регионального поисково-спасательного отряда (ЮРПСО) и Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Всего в то время к спасательной операции было привлечено 140 человек и 24 единицы техники.
Но подлинных масштабов трагедии и ее последствий тогда, наверное, еще никто не знал…
Есть место подвигу!
Уже к 17 декабря знаменитые анапские песчаные пляжи стали покрываться грязными пятнами мазута. Вскоре нефтепродукты заполнили береговую линию от Тамани до Анапы на протяжении десятков километров. Природа надо было срочно спасать.
Фото: «Блокнот Новороссийск»
И первыми, кто пришли ей на помощь, оказались волонтеры, неравнодушные жители Анапы и близлежащих городов и поселков. Позже к ним присоединились добровольцы практически всех уголков страны.
До сих пор – в будни и праздники, в свои выходные дни или в отпуска, в школьные и студенческие каникулы – сюда приезжают мужчины и женщины, взрослые и дети, школьники и пенсионеры, студенты и работники предприятий, казаки и спортсмены. Их ежедневно — тысячи.
Они собирают мазут в мешки, помогают попавшим в беду дельфинам и птицам, готовят еду другим добровольцам. Они не жалуются на усталость и не очень комфортные условия своего труда. И только некоторые из них с сожалением вспоминают, что в первые дни после катастрофы на пляжах было не очень много сотрудников МЧС, позарез не хватало тяжелой техники, помощь которой была так необходима. Все-таки, видимо, кто-то где-то в этом вопросе не доработал…
И, наверное, самой лучше наградой волонтерам звучит оценка их труда в социальных сетях. Например, «Спасибо большое волонтерам! Надеюсь, что их силами мы спасем наше море. Очень жаль, каждый год там отдыхаем. Чем можем – помогаем, но из-за работы не в состоянии сами приехать. Вы — герои!».
…А мазут продолжал наступать. Новые загрязнённые мазутом участки на берегу Чёрного моря обнаружили 20 декабря на территории Краснодарского края. Один из выбросов нефтепродуктов произошёл вблизи заповедника. В ночь с 22 на 23 декабря был сильный шторм, из-за чего уже убранные участки побережья Краснодарского края снова оказались загрязнены нефтепродуктами, а мешки с собранным мазутом чуть не унесло обратно в море. Сообщения о новых выбросах нефтепродуктов на берег появлялись 7, 11, 12 января. И борьба продолжается!
До боли жалко!
Ситуацию сильно осложняет то, что вытекающие из разрушенных танкеров нефтепродукты несут смертельную опасность птицам и дельфинам.
Уже к 25 декабря прошлого года сотрудники Центра спасения дельфинов «Дельфа» зафиксировали более 20 погибших азовских дельфинов в Краснодарском крае, часть которых была испачкана в нефтепродуктах, попавших в Черном море. Точную причину смерти азовских дельфинов определить было нельзя. Для этого нужно провести ряд специальных экспертиз, официальные вскрытия, токсикологические и другие исследования.
Фото: Научно-экологический Центр спасения дельфинов «Дельфа»
Но цифра настораживала. Неслучайно сегодня появилась информация, что в Краснодарском крае хотят построить экстренный госпиталь для пострадавших от мазута дельфинов. Идет поиск подходящей территории для строительства.
В центрах спасения птиц Краснодарского края уже к 1 января спасли более 1800 особей, из которых 1479 передали в реабилитационные центры. На месте ЧС работали несколько бригад центра помощи пернатым.
Фото: администрация Анапы
Самый крупный из них расположен в Витязево, где помощь птицам оказывают около 26 ветеринаров и волонтеров. Центр включает в себя пункты поиска и отлова птиц, очистки от мазута и оказания первой помощи, а также пункт наблюдения за пернатыми до отправки из в реабилитационные центры.
К сожалению, число птиц, нуждающихся в помощи, продолжает расти. В связи с этим уже в то время шло рассмотрение вопроса о расширении площади центра спасения в Анапе. Помимо этого, шел поиск новых реабилитационных пунктов по всей России.
Позиция президента Российской Федерации
Президент РФ Владимир Путин сразу же после крушения танкеров дал поручения по организации спасательных работ в Керченском проливе и по созданию рабочей группы во главе с вице-премьером Виталием Савельевым, которая должна была заняться ликвидацией последствий ЧП. О ситуации президенту страны докладывали, в том числе, глава МЧС Александр Куренков и министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.
Позже, на Прямой линии с Владимиром Путиным в декабре ожидаемо прозвучал вопрос, связанный с экологической катастрофой на побережье Краснодарского края. Президент сказал: «Во-первых, это, конечно, беда экологическая. Это совершенно очевидно. Ну и правоохранительные органы дают оценку действиям капитанов судов. Мне докладывали, что, по их мнению, они нарушили соответствующие правила — не ушли вовремя в укрытие. Да и на якорь встали не там, где положено. Но это уже пускай соответствующие службы и Минтранса и правоохранительные органы с этим разбираются».
Владимир Путин также сообщил, что глобальная работа по устранению последствий ЧП должна координироваться. «Я попросил председателя правительства организовать рабочую группу, сказал президент. — Ее возглавляет Виталий Савельев, вице-премьер по транспорту. Работа должна быть разбита по времени на этапы. Первое, сейчас нужно сделать все для того, чтобы отгородить этот участок и не дать возможность расползаться этому пятну. Второй, надо сделать все, чтобы убрать это топливо, которое появляется на берегу. Если это будет нужно, то мы кончено готовы развернуть дополнительную группировку МЧС».
«Нужно как-то вытаскивать танкеры на берег. Нужно их укреплять. Чтобы топливо больше не вытекало… Я очень рассчитываю на то, что время не будет упущено», — сказал Владимир Путин.
9 января 2025 года президент России вернулся к вопросу о ситуации с экологической катастрофой в Краснодарском крае и назвал недостаточной работу по минимизации ущерба от разлива нефтепродуктов в Керченском проливе.
Время конкретных действий
Следует отметить, что понимание недостаточности принимаемых мер по ликвидации последствий экологической катастрофы в Краснодарском крае присутствовало среди властных структур, правоохранительных органов и среди простых граждан уже давно.
В частности, глава Следственного комитета России по Краснодарскому краю Александр Бастрыкин 24 декабря поручил возбудить уголовное дело по факту непринятия мер по ликвидации последствий после крушения танкеров «Волгонефть» и разлива нефтепродуктов.
Поводом, возможно, послужило, что многие граждане упоминали в своих обращениях: нефтепродукты прибивает волнами к берегу, который после очищают только волонтеры. Специальной техники не хватает, людей не хватает, а вывоз собранного загрязненного песка недостаточно организован местными властями.
Особое внимание было уделено уже упомянутому шторму, во время которого некоторые мешки с загрязненным песок унесло обратно в море.
Глава МЧС России Александр Куренков 26 декабря сообщил, что на побережьях Краснодарского края ввели режим ЧС федерального уровня из-за разлива нефтепродуктов. Глава ведомства уточнил, что на тот период было выполнено лишь 15% работ по очистке Черноморского побережья от нефтепродуктов. Всего очищено 29,5 тысяч квадратных километров. Режим чрезвычайной ситуации федерального масштаба вводится в особых случаях, когда региону требуется значительная поддержка федеральных органов власти для ликвидации последствий ЧС.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев 14 января подписал распоряжение о выделении 1 миллиарда 40 миллионов рублей на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий ЧС с разливом мазута. Документ был опубликован на официальном сайте администрации края. До этого глава региона впервые сказал о том, что около 5000 тонн мазута остаются на дне моря после крушения танкеров.
Также Вениамин Кондратьев в этот же принял участие в заседании федерального оперативного штаба, которое в Анапе провел глава МЧС России Александр Куренков. Особое внимание на заседании уделили вопросам сбора, временного хранения и утилизации загрязненного грунта и нефтепродуктов, а также определили мероприятия по помощи пострадавшим животным и птицам.
В чем причина и кто виновен?
Версий случившегося в Керченском проливе 15 декабря 2025 года, естественно, много. И опять же, как всегда, среди них есть и вполне реалистичные, и другие – вплоть до конспирологических.
Логичное и понятное объяснение случившейся катастрофе, которое мы уже упоминали, привел президент Путин: «… правоохранительные органы дают оценку действиям капитанов судов. Мне докладывали, что, по их мнению, они нарушили соответствующие правила — не ушли вовремя в укрытие. Да и на якорь встали не там, где положено».
Следственный комитет России уже предъявил обвинения капитанам нефтетанкеров, их задержали. Капитанов обвинили в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта. УК РФ предусматривает за это принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.
Впрочем, кое-кто говорит о пресловутой жажде наживы в качестве главной причины крушения. Дескать, танкеры старые, а их все равно по морям-волнам гоняли. А еще будто бы капитан «Волгонефти-212» за некоторое время до трагедии просил ускорить процесс разгрузки судна, потому что один котел не способен поддерживать условия хранения нефтепродуктов. Но хозяева танкера хотели продать мазут подороже и перелить его на другое судно где-то в море…
А вот некоторые западные источники считают вполне правдоподобной версию, что танкеры получили повреждения в ходе нападения новейших английских безэкипажных кораблей.
Тут опять хочется напомнить слова президента России Владимира Путина: «Но это уже пускай соответствующие службы и Минтранса и правоохранительные органы с этим разбираются».
Когда и чем всё завершится
Наверное, сегодня, как и месяц назад, никто точно не может назвать дату завершения ликвидации последствий экологической катастрофы в Краснодарском крае. В самом начале говорилось о том, что на это хватит чуть ли ни одного месяца. Потом сроки становились реалистичнее. Кое-кто стал заявлять о возможном восстановлении экосистемы лишь примерно через 5 лет. А, дескать, чтобы полностью «отмыться» от мазута, природе потребуется несколько десятков лет.
Может быть… Но, в связи с тем, что финансирование реабилитационных мероприятий природы в Краснодарском крае со стороны власти увеличивается, внимание и помощь федеральных органов тоже, а главное, волонтерское движение не утихает, а только множится — есть какая-то надежда и даже уверенность в том, что всё будет хорошо!
Людмила Клубникина
19204
Новости на Блoкнoт-Краснодар