Шестьдесят семь лет назад, 14 января 1958 года, в аэропорту Краснодара впервые совершил посадку новый турбовинтовой самолет ИЛ-18. летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки. Пилотировал его выдающийся советский летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.
«Отличились в борьбе с фашизмом»
Существуют достоверные исторические сведения о том, какие меры применяло советское руководство для поощрения «боевой работы летного состава ВВС РККА, отличившихся при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом». Был такой специальный приказ народного комиссара Обороны СССР № 0299 от 19 августа 1941 года.
В приказе много интересных пунктов. Но сегодня обратим внимание на некоторые из них. Например, летчик-истребитель в то труднейшее для страны время представлялся к высшей награде — званию Героя Советского Союза – за 10 сбитых самолета противника. За выполнение 40 боевых вылетов летчик – истребитель также представлялся к высшей награде.
В дальне-бомбаpдиpовочной и тяжело-бомбаpдиpовочной авиации звание Героя СССР мог получить каждый член экипажа самолета за 10 успешных бомбардировок. За успешное выполнение 40 заданий по разведке противника днем или 15 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа также представлялось к званию Героя Советского Союза.
И так далее. Естественно, что все эти факты должны были быть подтверждены фотоснимками, показаниями других экипажей, данными разведки или сведениями «с земли».
Владимир Константинович Коккинаки не сбил ни одного вражеского самолета. Более того – в авиационных сражениях Великой Отечественной войны он на принимал никакого участия. Хотя очень этого хотел и, несомненно, с его мастерством и опытом мог сбить, наверное, не один десяток вражеских самолетов. И он неоднократно обращался к руководству, чтобы его направили на фронт. Не направили… Но он всё равно стал дважды Героем Советского Союза!
В грозные годы войны стране он нужен был в качестве летчика-испытателя. И на проверенных лично Владимиром Коккинаки самолетах его товарищи успешно сбивали воздушные аппараты противника, бомбили живую силу и технику врага, а после войны – перевозили пассажиров и мирные грузы.
От грузчика до генерала
А родился Владимир Коккинаки в 1904 году в Новороссийске в семье обрусевших греков. В бедной семье, но именно в ней родители воспитали пятерых сыновей, каждый из которых был так или иначе связан с авиацией, а Владимир и Константин стали Героями Советского Союза.
Фото: museumanapa.ru
При этом Владимиру пришлось приложить немало усилий, чтобы получить хоть какое-то образование. Он работал на виноградниках, в рыболовецкой артели, грузчиком. Но уже в 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил, с 1932 года стал заниматься высотными полётами, а позже — дальними.
И с тех пор – вплоть до года 1964 – го, когда карьера лётчика-испытателя Владимира Коккинаки была завершена, он установил множество разных рекордов. Он испытывал истребители ДИ-4, И-15 и И-16, бомбардировщик ТБ-3, практически все аппараты конструкторского бюро Ильюшина.
Владимир Коккинаки успешно занимался высшим пилотажем. Весной 1935 года он возглавил пятёрку истребителей, которые выступили на первомайском параде над Красной площадью. В апреле 1936 года, испытывая двухмоторный самолёт ЦКБ-26, он стал первым в истории мировой авиации лётчиком, который выполнил петлю Нестерова на многомоторном тяжёлом бомбардировщике.
В 1938 году Владимир Константинович совершил беспримерный перелет на Дальний Восток и обратно на дальнем бомбардировщике ЦКБ-30. За что он и штурман самолета Александр Бряндинский были удостоены званий Героя Советского Союза. Чуть позже под руководством Коккинаки состоялся трансатлантический перелёт в Америку через Северную Атлантику, в ходе которого за22 часа 56 минут было преодолено 6515 километров.
В 1943 году Коккинаки было присвоено звание генерал-майора авиации. Но свою деятельность в качестве летчика-испытателя он продолжил и после войны. В 1957 г. за проявленные мужество и мастерство при испытании новых самолетов прославленный летчик-испытатель был удостоен второго звания Герой СССР.
Полет в Краснодар
В середине 1950-х годов Владимир Коккинаки испытал один из первых советских турбовинтовых самолётов — дальнемагистральный гражданский Ил-18. Из своих 22-х мировых авиационных рекордов 13 Владимир Коккинаки установил на Ил-18.
ИЛ-18 в аэропорту Краснодара. Фото: myekaterinodar.ru
Именно такой самолет 14 января 1958 года впервые совершил посадку в аэропорту Краснодара. Полет из Москвы занял 2 часа 13 минут. И с тех пор этот лайнер на долгое время стал первым массовым пассажирским самолетом с газотурбинными двигателями, перевозки пассажиров на нем были прекращены лишь в 2002 году.
Страна по достоинству оценила заслуги Владимира Коккинаки перед Родиной. Он был награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени. орденами Отечественной войны I и II степени, четырьмя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу», Золотой авиационной медалью. Он — заслуженный лётчик-испытатель, заслуженный мастер спорта СССР, почётный гражданин Новороссийска.
7 января 2025 года исполнилось 40 лет после смерти Владимира Константиновича Коккинаки. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. А аэропорту в Анапе Краснодарского края было присвоено его имя.
Людмила Клубникина
7095
Новости на Блoкнoт-Краснодар