Информационный сайт станицы Елизаветинская

Почти 70 лет назад,17 июня 1955 года, власти решили сделать Краснодар комфортным и современным

Почти семьдесят лет назад, 17 июня 1955 года в Краснодаре был утвержден очередной план планировки и застройки города. Сегодня, 17 июня 2024 года, «Блокнот Краснодара» рассказывает о том, чем был хорошо тот давний проект и почему он так и не был реализован.

В Краснодаре практически с тех самых времен, как он перестал быть Екатеринодаром и получил современное наименование, предпринимались попытки каким-то образом упорядочить городское строительство, наметить достойные планы развития города, направленные в конечном итоге на создание комфортной и благополучной среды обитания. Для этого создавались «генеральные планы», «генеральные схемы», «проекты планировки» и т.д. и т.п. А также принимались всякие «решения» и «постановления».

В советское время (до пресловутой перестройки) такие планы разрабатывались в 1923, 1930, 1940,1946, 1955, 1957, 1972 годах. До конца ни один выполнен так и не был.

Жестокая необходимость

Появление проекта 1955 года было логически объяснимо и жизненно необходимо Краснодару. Напомним, что фашистская оккупация 1942-1943 годов нанесла городу невиданный ущерб, превратив промышленные предприятия, социальные объекты и жилые дома в руины.

Почти 70 лет назад,17 июня 1955 года, власти решили сделать Краснодар комфортным и современным

Краснодар в послевоенные годы. Фото: музей им. Фелицына 

В 1946 году был разработан план по восстановлению и реконструкции Краснодара на протяжении 15 лет, с ростом числа жителей до 270 тыс. человек. Проект предусматривал преимущественно индивидуальную застройку – как наиболее подходящую для южного города. Под 1-этажные дома отводилось 80% территории, под 2-этажные – 14%, а многоэтажки должны были занимать всего 6% городской земли, в основном на ул. Красной, а также на Вокзальной площади.

По проекту, Красная вновь становилась главной улицей – на ней планировали построить Дом Советов, драмтеатр, памятник Ленину, краевой музей и другие важные объекты.

9 апреля 1947 года Коллегией управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР был утверждён план застройки города Краснодара.

По сведениям музея им. Фелицына, после принятия этого плана «началось строительство новых промышленных предприятий, жилых домов, гостиниц, школ, больниц. «Быстрее восстановим родной город» – этим лозунгом определялись планы дальнейшего развития Краснодара. В этих планах 1948 год должен был стать «годом больших работ по восстановлению и реконструкции коммунального хозяйства».

На бывшей городской окраине в районе станции Краснодар-2 строился новый рабочий посёлок. В это время индивидуальное строительство в Краснодаре приняло большой размах и в отдельные периоды опережало ведомственное. В 1947 году индивидуальные застройщики построили 19 тысяч квадратных метров жилья, а ведомства – 15 тысяч. Иногда план застройки нарушался, вместо домов возводились «времянки», а застройка новых кварталов велась хаотично.

В 1949 году крупные предприятия приступили к широкому жилищному строительству. Стали возводиться дома в центре города: на углу улиц Красной и Чапаева, на улице Седина, Красноармейской, Янковского, Чкалова.

Очередной рост населения и новые проекты

Однако к 1951 году в планы потребовалось внести коррективы — уже с расчетной численностью жителей Краснодара в 600 тыс. человек. Главное – было понятно, что при таком количестве населения город не может оставаться преимущественно одноэтажным.

В итоге именно 17 июня 1955 года горисполком утвердил основные положения проекта планировки и застройки Краснодара. Предусматривалось:

— расширение территории застройки города с 4000 гектаров в 1955 г. до 4600 к 1960 г.;

— включение в городскую черту застроенной части станицы Пашковской, села Калинино и территории левобережья р. Кубани в ее излучине;

— развитие города в северо-западном, северо-восточном, северном, восточном и юго-западном направлениях;

— размещение новых промышленных предприятий в западном (для санитарно- вредных производств) и восточном промышленных районах;

— запрет дальнейшего развития и осуществление в перспективе выноса из центральной части города вредных производств;

— застройка города четырех-пятиэтажными домами – 70 % общего объема нового жилищного строительства, двух-трехэтажными – 15 % и усадебными домами – 15 %;

— организация центра города по улице Красной (тогда – Сталина) с размещением главной площади с Домом Советов на пересечении улиц Красная и Ленина.

Основными магистралями города должны были стать улицы Красная, Ленина, Северная, Карасунская, Ставропольская и другие.

Почти 70 лет назад,17 июня 1955 года, власти решили сделать Краснодар комфортным и современным

Улица Красная до сих пор остается местом притяжения города

При этом четырех-пятиэтажное строительство домов должно было осуществляться по основным магистралям города, двухэтажных — в северной части, в районе нынешней Чистяковской рощи, и в восточной части южнее железной дороги на станцию Кавказская.

К 1972 году возникли новые реальности: был утвержден новый Генплан, с численностью жителей 850 тыс. человек, до 2000-го года. Там говорилось о строительстве скоростных городских дорог, создание непрерывной системы зеленых насаждений, развитии городской инфраструктуры…

В постсоветское время были новые проекты. Сегодня говорят о создании «нового Краснодара» на северо-востоке города. Там, по замыслам властей, будут жить около 270 тысяч человек…

То ли еще будет…

Остается только напомнить, что главные задачи – улучшение качества городской среды и жизни горожан – в значительной мере предыдущими проектами решены не были. С 17 июня 1955 года прошло почти 70 лет…

Людмила Клубникина

7384

Новости на Блoкнoт-Краснодар

Читайте также:

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля