Православные христиане Краснодарского края и всей России в августе отмечают сразу несколько праздников. Одним из самых важных и почитаемых из них является 19 августа — Преображение Господне. На Руси издревле этот день ассоциировался с Яблочным Спасом. «Блокнот» рассказывает историю и традиции этих знаменательных событий.
Праздники, которые есть
Наверное, в существовании именно таких августовских праздников, в самой их сути, как Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы, в наибольшей степени переплетаются народные, бытовые и религиозные корни верований православных русских людей, когда древние, устоявшиеся веками сельскохозяйственные обычаи и привычки наложились на традиции церковные, христианские, и уже трудно понять, что было вначале, а что потом. Да и ни к чему разбираться в этом – так сложилось.
Но даже само название праздника – Спас – кто-то связывает со словом «Спаситель» — так называют Иисуса Христа, а кто-то считает, что оно очень созвучно со словом «запасать» — мед, яблоки, орехи, ну и хлеб, конечно, чем, собственно, в августе издревле люди и занимались.
К тому же, если быть точными, Медовый, Яблочный или Ореховый Спасы – вовсе не «официальные» названия, в церковном календаре их вообще нет, и не было никогда, этим датам соответствуют религиозные праздники со своими наименованиями. Но народу привычнее и ближе именно Спасы. И церковь поняла и приняла такой поворот событий и ничего против не имеет.
На самом деле в церковном календаре 14 августа (Медовый Спас) – Изнесение Честных древ Животворящего Креста Господня, 19 августа (Яблочный Спас) — Преображение Господне, 29 августа (Ореховый Спас) — Перенесение Нерукотворного образа Спасителя. Но в каждый из этих праздников присутствует освящение плодов в храмах. Каждый из них у народа олицетворялся с какой-то вехой, связанной с завершением сельскохозяйственного года — сбором меда, созревание яблок и орехов, завершение жатвы.
Медовый. Ореховый. Хлебный
Вот и получается: что такое «Изнесение Честных древ Животворящего Креста» знает не каждый человек (а праздник связан с древним обычаем, когда из-за частых эпидемий в августе по улицам Константинополя проносили деревянный крест с частицами Голгофского креста Господня и верили, что он защитит от болезней). А вот о Медовом Спасе, по крайнее мере, слышали все. Потому что именно в этот период крестьяне начинали массово собирать свежий мед.
Что касается церковного праздника, совпадающего с Ореховым Спасом, то его суть, возможно, тоже мало кому из простых людей известна. Но все помнили и видели: именно в конце августа в лесах созревали орехи. Именно к этому времени заканчивалась уборка хлеба. Неслучайно второе название Орехового Спаса – Хлебный. Некоторые исследователи вообще говорят, что третий Спас раньше считался чуть ли не «полупраздником»: главным образом, его отмечали женщины, для которых закончилась тяжелая пора жатвы.
Божественная сущность
А во про второй Спас этого точно не скажешь! Потому что он как раз связан с важнейшим, так называемым двунадесятым религиозным праздником, о котором знают многие люди. Это Преображение Господне. Он посвящен библейскому событию, когда Иисус Христос впервые показал свою божественную сущность ученикам Петру, Иакову и Иоанну на высокой горе. До этого апостолы видели Спасителя в человеческом облике. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», — так описывается Преображение в Евангелии.
Петр, Иаков и Иоанн увидели, что с их учителем беседуют Моисей и Илия (персонажи Ветхого Завета. Также ученики Иисуса увидели облако и услышали голос, исходящий из него: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте». Петр, Иаков и Иоанн испугались и пали ниц. Иисус успокоил их и сказал не бояться. Когда же мужчины поднялись, то не увидели ни Моисея, ни Илию. Иисус запретил рассказывать об этому видении «доколе сын человеческий не воскреснет из мертвых».
Согласно богословскому толкованию, тогда были явлены два естества Иисуса Христа – человеческое и божественное. Как писал в IV веке святитель Иоанн Златоуст, Господь преобразился «чтобы показать нам будущее преображение естества нашего».
Но на Руси люди заметили, что именно к середине августа массово созревают яблоки, отсюда и пошло альтернативное название праздника – Яблочный Спас. Долгое время даже существовал обычай не есть яблоки нового урожая до Преображения — так называемый яблочный пост. А первое яблоко на Спас нужно было есть, загадав желание. Считалось, что то, что загадано, когда проглатывается первый кусочек, непременно исполнится.
Традиции и приметы
А вообще обычаев, примет и традиций, связанных со Спасами, существовало, естественно, много. Например, Медовый Спас называли еще Мокрым, или Спасом на Воде. В этот день проводили обряды для освящения воды и колодцев. Считалось, что освященная вода обладает целебными свойствами. После 14 августа купаться было нельзя: считалось, что вода становится холодной. По воде строили прогнозы на год вперед. Если в этот день вода в реках и озерах спокойная, лодки не качаются на волнах, то осень будет тихая, зимой не будет метелей.
Яблочный Спас 19 августа в народной традиции ассоциировался с тем, что осень вступала в свои права. С этого дня начинала желтеть листва, вечера становились холодными, во многих районах журавлиные и лебединые стаи улетали на юг. В этот день крестьяне наблюдали за погодой: если день был холодным, то и зиму ждали суровую. «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас!» — такая бытовала пословица. А вот по погоде на Ореховый Спас давали прогнозы на осеннюю пору: если 29 августа была гроза, то ждали теплую осень.
В целом все Спасы обозначали для людей окончание лета и начало осени. А народную суть этих праздников передавала. Например, такая пословица: первый Спас — на воде стоят, второй — яблоки едят, третий Спас — хлеб припасают.
Но, как и в любой другой религиозный праздник, верующие в эти дни старались посетить службу в храмах, чтобы вместе помолиться, поблагодарить Господа. Благочестивой традицией было приготовить праздничную трапезу и разделить ее с родными и близкими, а также помочь тем, кто нуждается в заботе. Не лишним будет поставить на стол те продукты, в честь которых назван тот или иной Спас. И уж, конечно, не стоит в эти дни выяснять отношения, конфликтовать, ссориться, ругаться. Преображайтесь к лучшему! Праздники же!
Людмила Клубникина
Новости на Блoкнoт-Краснодар