Проведение платежей между РФ и Китаем становится все сложнее. Это опосредованный эффект действий США и Европы, которые стараются сдерживать рост выхода китайского бизнеса на мировые рынки. Экономисты считают, что ситуация постепенно осложнит поступление на российский рынок оборудования и техники из Китая. Зато для отечественных производителей это стимул, чтобы наращивать свои мощности.
Китаю ставят барьеры
Китай снова блокирует платежи российских банков – причиной тому новые санкции США. Очередной перечень российских кредитных организаций попал в SDN-лист (это список лиц и компаний, с которыми резиденты США не могут вести дела) — среди них Газпромбанк, «Траст», БКС Банк, «Центрокредит» и еще более 50 банков. Принимать платежи уже перестали Bank of China и Bank of Kunlun. А новые санкции будут введены уже до 20 января.
Экономисты полагают, что очередные санкции Штатов – это удар не по России, а именно по Китаю. США хочет не просто разорвать торговые связи между КНР и РФ, но и подорвать силу КНР на мировом экономическом рынке. Америка не хочет такого бурного развития экономики Китая – видят в нем конкурента. Новый президент США Дональд Трамп довольно негативно настроен по отношению к Китаю. Уже есть прогноз, что Трамп может одномоментно ввести в отношении Китая 60-процентные заградительные пошлины.
Заметно усиление антикитайской позиции и в Европе. Евросоюз боится, что Китай просто поглотит местные бизнесы. И Брюссель уже предупреждает об этом правительства европейских стран, советуя оберегать национальные экономики и не включать КНР в стратегически важные проекты. Любопытно, что даже страны третьего мира почувствовали экономическую агрессию Китая. К примеру, министерство торговли Индии заявило, что иностранные инвестиции из приграничных стран, в том числе из Китая, будут обсуждаться на уровне правительства.
«Это интересная экономическая коллизия. С одной стороны, понятно, что усиливающиеся сложности с проводкой платежей в Китай напрямую влияют на торговлю КНР с Россией. Ведь если российская сторона не сможет вносить оплату за приобретенную продукцию, то и ввезти ее к нам не получится. Самый жесткий контроль ведется за платежами по сделкам по оборудованию, металлам, технике. А ограничения Китая выгодны Западу, который старается сдержать аппетиты этой страны на мировом рынке. Однако для нас во всей этой ситуации есть плюсы: российские производства получают стимул к развитию», — объясняет экономист Александр Ступин.
Отметим, что в недавнем исследовании «Ожидания и прогнозы российского бизнеса — 2025», которое провели РБК и Банк ВТБ, среди главных рисков, которые для себя отмечают компании, — как раз ужесточение условий трансграничных платежей (61 процент). Также 39 процентов компаний опасаются роста стоимости логистики при доставке товаров из-за рубежа.
Осторожное отношение
Среди оборудования, которое Китай уже привозит в Россию и даже наращивает поставки, — спецтехника (грузовики, бульдозеры, экскаваторы и тд), электрооборудование, авиационное оборудование и даже продукция космической отрасли. Но, с учетом складывающейся ситуации, возможно, эти поставки будут постепенно сжиматься.
При этом есть ниши, которые КНР еще не охватила, но рассматривает, — например, подъемное оборудование, в том числе канатные дороги. Канатные подъемники используются и как пассажирский транспорт, и как важная часть туристической инфраструктуры. А это как раз растущий сектор экономики России: курорты страны сегодня очень активно развиваются, появляются и новые горнолыжные зоны, так что канатные дороги в РФ все более востребованы как товар. Китай решил попробовать свои силы, направив на охват этого сектора свою государственную компанию BMHRI. Она входит в холдинг SINOMACH Group – это китайская машиностроительная корпорация. Китайские власти одобрили выход BMHRI на экспорт, но пока о реальных продажах подъемников этого производителя в РФ не слышно.
И грядущие сложности с проводкой платежей в расчетах с Китаем, о которых говорилось выше, — одна из причин, по которой российские курорты не рискуют приобретать китайское оборудование.
Не весь бизнес пока осознал, что сотрудничество с Китаем может привести к неприятным финансовым последствиям. Скажем, возможностями BMHRI интересовались курорты Новгородской и Челябинской областей. А недавно краснодарская компания САМСОН, которая занимается оборудованием горнолыжных территорий, даже отправилась сразу в Китай, посмотреть завод этой компании. Понятно, что пока дело не доходит до обсуждения деталей, но если встанет вопрос о проведении сделки, тут же выйдут на поверхность все риски.
Из других причин сдержанного отношения российских компаний к продукции китайской промышленности — стремление к экономической независимости. Скажем, строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) российская сторона предполагала вести вместе с Китаем, но все же решила строить дорогу самостоятельно. Не потому, что Китай сделает хуже. Просто можно справиться своими силами: ведь и в науке, и на производстве есть сильные кадры. По мнению президента Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павла Иванкина, Россия выбрала суверенный путь, когда технологии разрабатываются внутри страны. А к китайским технологиям российские специалисты относятся «очень осторожно» из-за сомнений в их надежности, отмечает Павел Иванкин.
Вот и в сфере производства канатных дорог Россия готова закрывать запросы курортов самостоятельно.
«С мозгами в нашей стране никогда проблем не было! Да, нам хватит мозгов «сделать» китайцев», — отмечает Александр Кондратьев, генеральный директор компании «РУСЛЕТ-Автоматизация».
Реализация собственных возможностей
В России сейчас около 400 курортов, потребности у горнолыжной отрасли большие. Крупные – такие как Архыз, Шерегеш, Манжерок — хотят обновления и расширяются. Есть и небольшие, молодые, или новые: например, свои горнолыжные курорты строят Карелия, Ингушетия, Курская область. А значит, нужны канатные дороги. Если европейские бренды, например, Doppelmayr и Poma, с Россией сейчас не работают, а в отношении китайской продукции нет определенности, есть вполне логичная альтернатива: отечественные решения.
И в планах это уже есть: в рамках нового федерального проекта «Производство отечественной продукции для туристской индустрии» поставлена задача произвести для сферы туризма России более 290 единиц канатных дорог, свыше 300 ратраков и более 1,2 тысяч единиц систем оснежения. Практики, работающие с подобным оборудованием, подтверждают: российские технологии на высоте. Например, компания «Росинжиниринг», которая занимается проектированием и строительством в горнолыжной отрасли, уже не первый год использует разработки отечественных производственников, в том числе РУСЛЕТ. «Мы видим невероятную работу, которую проделали отечественные компании за последние годы в части разработки и создания материалов и оборудования, по своим характеристикам не уступающим зарубежным аналогам», — отмечает главный инженер компании Игорь Ковшель. Канатные дороги РУСЛЕТ планируется поставить на курортах «Архыз» в Карачаево-Черкессии, «Турьев Хутор» в Сочи, работа уже идет на курортах «Ведучи» в Чечне и «Мамисон» в Северной Осетии. Причем в ближайших планах компании — начать производство первой полностью российской канатной дороги, эта работа начнется с марта 2025 года. Современную кресельную дорогу с отцепляемым зажимом будут делать на заводе в Тверской области, причем к этой работе холдинг привлекает опытные инженерные кадры. И если сейчас на своей площадке «Технополис-Москва» этот холдинг выпускает 5 дорог с отцепляемым зажимом в год, то новый завод планирует выдавать до 15 канатных подъемников в год.
И еще один плюс для развития российской промышленности: в составе канатной дороге более 10 тысяч деталей, в их производстве участвует более 150 разных российских компаний. А значит, создание канатной дороги может задействовать специалистов многих отраслей и предприятий. Значит, различные региональные производства в стране не будут простаивать, а их сотрудники получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения.
«Если понаблюдать за поведением Китая, то можно заметить, что он, с одной стороны, развивает экспорт, а с другой, ограничивает свой рынок от импорта. В том числе и в ответ на санкции США. Например, Китай останавливает закупки американских полупроводников – якобы они «ненадежны». А еще Китай решил прекратить закупать у Штатов галлий, германий, сурьму. Тем самым КНР рассчитывает поддержать свою национальную экономику, — замечает Александр Ступин. – Пекин готов, казалось бы, идти на убытки — но прекрасно понимает, что это окупится. Потому что это государство сильно вкладывается в систему поддержки своих производителей и потом запускает их не только на внутренний, но и на внешние рынки. Правильная стратегия, которая сейчас так нужна России».
9594
Новости на Блoкнoт-Краснодар