К 29 октября администрация Краснодара продолжает рассказывать людям о Генеральном плане развития Краснодара, всячески пытаясь подчеркнуть те или иные, по ее мнению, позитивные стороны плана. Общественность же в лице депутатов различного уровня и простых горожан подвергает многие составляющие Генплана обширной и вполне обоснованной критике. «Блокнот» сегодня решил напомнить основные положения генпланов предыдущих лет и попытаться определить, какой из них мог оказаться самым благоприятным для жителей Краснодара или такого вообще не было.
Попытки каким-то образом упорядочить планирование города в Краснодаре приняли систематический характер только после событий 1917 года и Гражданской войны в России. Прошло более ста лет. И практически каждое десятилетие с тех пор, как Краснодар перестал быть Екатеринодаром и получил современное наименование, власти намечали новые и «достойные» мероприятия по развитию города, направленные в конечном итоге на создание «комфортной и благополучной среды обитания». Для этого создавались «генеральные планы», «генеральные схемы», «проекты планировки» и т.д. и т.п. А также — принимались всякие «решения» и «постановления».
О большинстве из них «Блокнот Краснодара» подробно рассказывал ранее. Поэтому не будем останавливаться на подробностях того или иного «Генплана», как стало модно называть такие решения в последнее время, а кратко напомним, в чем была их суть, к чему они пытались привести город, и обратим внимание, что авторы почти каждого такого плана, а вместе с ними и власти города, во времена правления которых это все намечалось и обычно так и не реализовывалось, считали эти планы самыми «выдающимися» и способными обеспечить краснодарцев чуть ли не самыми замечательными условиями жизни.
Такой Екатеринодар предстояло перепланировать Советской власти. Фото: музей Фелицына.
Итак — в советское время (до перестройки) такие планы разрабатывались в 1923, 1930, 1940,1946, 1955, 1957, 1972 годах. А потом еще было и бурное развитие переустройства Краснодара в новейшее время. Остановимся на самых «значимых» и «громких» проектах (или прожектах?).
Год 1923-й. «Прекрасный город-сад с отдельным фабричным районом».
Суть заключалась в том, чтобы центром города сделать пересечение улиц Красной и Дмитриевской (ныне Горького). Центр новой проектируемой части города планировалось разместить на бугре против Чистяковской рощи. Здесь проектировались семь отдельных поселений, расположенных в парках и соединенных улицами двух типов – «бульварными» и «деловыми». В этой же части размещались вузы и спортивные сооружения. Весь город окружала цепь древесных насаждений.
В общем, как писали газеты того времени, это был «план прекрасного города-сада с огромной станцией, портом и мощным отдельным фабричным районом». План долго и подробно обсуждался, но в основных его моментах реализован не был – финансов не хватило.
Год 1940 -й: «Новый социалистический город, достойный великой сталинской эпохи»
В условиях, когда Краснодар стал центром только что образованного края, городу понадобился новый Генплан. В 1940-м году он был разработан и был призван превратить столицу Кубани в «новый социалистический город, достойный великой сталинской эпохи».
Краснодар в 30-е годы
По плану, центром города должна была стать площадь Сенного базара, главной улицей — Октябрьская, причем ее предлагали значительно расширить. Намечался большой рост промышленных предприятий – и прежде всего для них планировалось строительство первой очереди ТЭЦ у Старой Кубани.
Кроме того, по замыслам архитекторов, «речной порт механизируется, там построят новые пристани и реконструируют существующие. Будет изменен и городской транспорт: по главным магистралям пройдут троллейбусные линии». На месте, где находился лес Круглик, предполагалось разбить большой парк с центральным стадионом. А вокруг Карасунских озер проектировали устроить центральный городской гидропарк. Воплощению в жизнь этого Генплана помешала война.
Год 1946-й: «Восстановим родной город»
Появление этого плана было логичным и объяснимым: после оккупации города фашистами Краснодару требовались восстановление и реконструкция. По плану, на это отводилось 15 лет с учетом роста числа жителей до 270 тыс. человек. Проект предусматривал преимущественно индивидуальную застройку – как наиболее подходящую для южного города. Многоэтажки должны были занимать всего 6% городской земли, в основном на ул. Красной, а также на Вокзальной площади.
Последствия фашистской оккупации
Красная вновь должна была стать главной улицей – на ней планировали построить Дом Советов, драмтеатр, памятник Ленину, краевой музей и другие важные объекты. Курсирующий по Красной трамвай собирались перенести на одну из параллельных улиц. А по улице Ленина – от парковой набережной к центральной площади – намеревались проложить широкий бульвар. Девизом тех перемен можно считать «Быстрее восстановим родной город». Не все намеченные планы были выполнены.
Год 1955-й: «На север, восток и юго-запад»
В начале 50-х годов прошлого века в градостроительные планы потребовалось внести коррективы с расчетной численностью жителей Краснодара в 600 тыс. человек.
Краснодар, восстановленный после войны
17 июня 1955 года горисполком утвердил основные положения проекта планировки и застройки Краснодара, в которых предусматривалось расширение территории застройки города с 4000 до 4600 к 1960 г.; включение в городскую черту застроенной части станицы Пашковской, села Калинино и территории левобережья р. Кубани в ее излучине; развитие города в северо-западном, северо-восточном, северном, восточном и юго-западном направлениях; запрет дальнейшего развития и осуществление в перспективе выноса из центральной части города вредных производств; застройка города четырех-пятиэтажными домами – 70 % общего объема нового жилищного строительства, двух-трехэтажными – 15 % и усадебными домами – 15 %; организация центра города по улице Красной с размещением главной площади с Домом Советов на пересечении улиц Красная и Ленина.
Год 1972-й: «Развернуть город лицом к реке»
К 1972 году возникли новые реальности: был утвержден новый Генплан, с численностью жителей 850 тыс. человек, до 2000-го года. Приоритет отдавался многоэтажной застройке, 9-этажные (и выше) дома составляли 60% от вводимого жилья. Территория города разделялась на 6 архитектурно-планировочных районов, каждый со своим общественным центром и комплексом предприятий соцкультбыта. Как и в предыдущих генпланах, намечалось «развернуть город лицом к реке». А улицу Красную намечалось превратить в пешеходный бульвар.
Краснодар в 1960-е годы
Для решения транспортной проблемы предусматривалось увеличение пропускной способности магистральных улиц путем их расширения и сооружения транспортных развязок, мостов, путепроводов и пешеходных переходов в разных уровнях. Намечалось строительство мостов через реку Кубань. Дальнейшее развитие трамвайного, троллейбусного, автобусного транспорта и организация скоростного общественного транспорта. Строительство автомобильных станций. Резервирование участков для стоянок автомобилей, пунктов обслуживания транспорта и долговременного хранения транспортных средств. Следует подчеркнуть, что какие-то пункты этого плана действительно были выполнены и способствовали улучшению ситуации в городе, а какие-то – нет.
Год 2012-й: «Придать городу столичный облик»
В течение дальнейшего времени, можно сказать, «грандиозных» градостроительных планов в истории Краснодара не было. Ни в «застойные» 80-е годы, ни, тем более, в «бурные» 90-е. Однако начало нынешнего века заставило власти города снова вернуться к этому вопросу: экономические и демографические реалии сыграли свою роль, да и людям хочется жить в современных и комфортных городских условиях.
Краснодар в 80-е годы
В 2004 появился новый Генплан, в 2012-м гордума Краснодара приняла еще один. О нем председатель городской думы Вера Галушко тогда сказала замечательные слова: «Такого широкомасштабного генплана у Краснодара еще не было. Он призван придать городу столичный облик, создать условия для комфортного проживания и передвижения его жителей. Ради этого и задумывалась реконструкция, которая после принятия основополагающего документа получит необходимый импульс».
Год 2020-й: «Самый лучший проект»
Однако с середины 2010-х годов начали разработку нового Генплана Краснодара. Как это часто бывает, уже на стадии обсуждения план вызвал много вопросов и нарекания. Однако депутаты гордумы Краснодара в сентябре 2020 года на своем очередном заседании быстренько утвердили этот документ.
К 2020-му году Краснодар был неплох…
И казалось бы, как не утвердить? 14 октября того же года стало известно о том, что Генплан Краснодара был удостоен премии как лучший проект. Жюри, в состав которого входили специалисты Российской академии архитектуры и строительных наук, разбирали 28 конкурсных работ. И единогласно приняли именно этот вариант. Разработкой Генплана Краснодара тогда занимались питерские специалисты. И всё, казалось бы, прекрасно и замечательно – конкурс выиграли, премию получили, проект признан лучшим…
Год 2024-й: «Город станет лучше, краше, уютнее, гостеприимнее, современнее и богаче»
Но тут возникают главные вопросы! Почему, если тот план был таким замечательным, буквально через четыре года его понадобилось менять? Сколько на составление этих проектов переустройства города ушло денег, и стоят ли они того?
И это, конечно, не всё. «Блокнот Краснодара» в своих публикациях выражал сомнения населения города в безупречности нового Генплана и говорил о том, что, возможно, принятие такого важного документа требует более тщательной и долговременной подготовки. Указывалось, что, по мнению многих, он все же не до конца выражает интересы местных жителей.
Если собрать воедино все разъяснения, которые пытались дать о проекте Единого документа территориального планирования Краснодара на специальной пресс-конференции в администрации города, то картина получается почти замечательная чуть ли не везде: в строительстве, развитии общественного транспорта, социальной сфере, спорте, озеленении и т.д. и т.п. Включая возведение храмов и размещение нового кладбища.
Где-то так будет выглядеть новый Краснодар…
Не будем сейчас приводить конкретные высказывания по этим темам «заинтересованных лиц» с пресс-конференции. Обратим внимание только на несколько наиболее «ярких» цитат:
«Мы столкнулись с тем, что увидели, насколько Краснодар отстает по развитию социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры… Только Генеральный план и градостроительная документация и публичный общественный контроль позволяют принять какие-то решения… Стараемся переломить ситуацию, чтобы город действительно получил тренд по формированию комфортной городской среды».
«Сейчас у нас основная концентрация точек притяжения, в том числе трудовых ресурсов, размещена в центре Краснодара. А идеальный вариант — когда появится много мест концентрации на периферии… Логика такова: выйдя из дома, человек отводит детей в детсад или школу и, в идеале, за 15 минут добирается до работы. Нужен баланс мест приложения труда, количества жилья и социальной инфраструктуры, в том числе транспортной».
«Мы говорим о наших планах открыто… Уверен, что все вместе мы будем делать наш город лучше, краше, уютнее, гостеприимнее, современнее и богаче».
Вот так. Создается впечатление: то, о чем говорилось на пресс-конференции, очень даже напоминает «прекрасный город-сад», в который хотели превратить Краснодар сто лет назад. Или «новый город, достойный великой эпохи» из 1940-го… И так далее вплоть до «столичного облика».
Может, это только кажется. По крайней мере – очень хочется, чтобы так и было. И через четыре года (или даже через десять) не выяснилось бы вдруг, что Генплан-то 2024 года был неправильный, несовременный и пора новый делать.
За 100 лет краснодарский народ привык уже к такому повороту событий…
Людмила Клубникина
Фото: myekaterinodar.ru
15401
Новости на Блoкнoт-Краснодар